Preview

Universum Humanitarium

Расширенный поиск

Древнетюркская богиня плодородия Умай: гора и храм на Енисее

https://doi.org/10.25205/2499-9997-2022-1-143-152

Полный текст:

Аннотация

В культуре и фольклоре тюрко-монгольских этносов, а также населения тунгусского происхождения, несмотря на сильное укоренение христианства, ислама и буддизма, до сих пор явственно отмечаются элементы верований собственного происхождения, включая трехчастную структуру верховных божеств – Тенгри (божественное небо, высшая власть во вселенной), Йер-суг (родимая земля и вода) и Умай (обеспечение плодородия на земле). Имеется и много археологических свидетельств бытования культа Умай. Но при этом лишь в четырех случаях на планете имеются прямые указания на точные место и природные объекты, где обитает и откуда действует эта богиня. Одно из них – гора Умай и рядом находящееся скальное образование, называемое «башней» Умай, на правом берегу Енисея при выходе его из Западно-Саянского каньона. Несмотря на многочисленные упоминания горы в фольклоре хакасов, в том числе в уже опубликованных материалах, детального описания она еще не получила. О наличии рядом с ней скального образования оригинальной формы в научной литературе вообще не упоминалось. Таким образом, необычных форм гора (в виде женской груди) и скальное образование (по виду напоминающее башню) на Енисее, в комплексе обладают характеристиками сакрального центра для такого хтонического персонажа, как Умай. Оба эти природных объекта могут уверенно включаться в число священных мест, связанных с нею. По данным свидетельствам можно проследить ряд аспектов истории миграций в Евразии, в частности, границ расселения, степени мобильности и межэтнических контактов, главным образом тюркоязычного, а также населения тунгусо-монгольского происхождения.

Об авторе

С. Г. Скобелев
Новосибирский государственный университет
Россия

Скобелев Сергей Григорьевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией гуманитарных исследований

630090, ул. Пирогова, 1, Новосибирск

Тел. 8-383-347-19-35, 8-913-458-70-21



Список литературы

1. Абрамзон С. М. Рождение и детство киргизского ребенка (Из обычаев и обрядов тянь-шаньских киргизов) // Сборник МАЭ. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 78–138.

2. Бутанаев В. Я. Культ богини Умай у хакасов // Этнография народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1984. С. 93–105.

3. Бутанаев В. Я. Топонимический словарь Хакасско-Минусинского края. Абакан: Лаборатория этнографии НИС Хакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 1995. 267 с.

4. Бутанаев В. Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2003. 260 с.

5. Дыренкова Н. П. Умай в культе турецких племён // Культура и письменность Востока. Баку: Издание ВЦК НТА, 1928. Кн. 2. С. 134–139.

6. Неклюдов С. Ю. Мифология тюркских и монгольских народов // Тюркол. сб. 1977. М.: Наука, 1981. С. 183–202.

7. Потапов Л. П. Умай – божество древних тюрков в свете этнографических данных. Тюркол. сб. 1972. М.: Наука, 1973. С. 265–286.

8. Скобелев С. Г. Подвески с изображением древнетюркской богини Умай // Сов. археология. 1990. № 2. С. 226–233.

9. Стойчев Р. Алханай: чрево матери. Электронный ресурс http://lan.at.ua/news/alkhana/2016-02-14-44 – Дата обращения: 28.08.2016 (in Russ.).

10. Skobelev Sergey. Eski Turklerin Metal Heykellerinde Bereket Tanrıcası Umai Imajinin Uslup ve Tasarım Ozellikleri // 1. Uluslararasi Avrasya Turk Sanatlari Kongresi. 21–24 Kasim. Ozet Kitabi. Istanbul, 2012. S. 22.


Рецензия

Для цитирования:


Скобелев С.Г. Древнетюркская богиня плодородия Умай: гора и храм на Енисее. Universum Humanitarium. 2022;(1):143-152. https://doi.org/10.25205/2499-9997-2022-1-143-152

For citation:


Skobelev S.G. Ancient turkic goddess of fertility Umai: a mountain and a temple on the Yenisei. Universum Humanitarium. 2022;(1):143-152. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2499-9997-2022-1-143-152

Просмотров: 160


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2499-9997 (Print)