К вопросу о возможности боевого использования чеканов сарагашенского этапа тагарской культуры
https://doi.org/10.25205/2499-9997-2022-1-153-163
Аннотация
Настоящая работа посвящена выявлению боевых свойств чеканов сарагашенского этапа тагарской культуры. На всем ее протяжении чеканы являлись одним из видов оружия ближнего боя и были предназначены для нанесения колотых ран. На территории Хакасско-Минусинской котловины чеканы известны еще в эпоху поздней бронзы, но широкое применение получили у населения тагарской культуры. Они являются исключительно мужским предметом. В археологической литературе сложилось мнение о небоевом назначении чеканов на сарагашенском этапе, они трактуются как «вотивные» (предназначенные исключительно для ритуального использования – в качестве сопроводительного инвентаря усопшего). Тагарские петроглифы демонстрируют два вида чеканов: большой и малый. Проведенный анализ изделий и их изображений позволяет говорить о боевом применении и уменьшенных, и полноразмерных видов. Можно предположить, что уменьшение размеров чеканов связано с изменением тактики ведения боя.
Об авторах
О. В. МинорРоссия
Минор Олеся Вячеславовна, кандидат исторических наук, инженер-исследователь лаборатории гуманитарных исследований научно- исследовательской части
Пирогова 1, Новосибирск, 630090
А. Л. Петренко
Россия
Петренко Андрей Леонидович, главный редактор радиовещания
Пушкина, 111, Абакан, Республика Хакасия
Список литературы
1. Вадецкая Э. Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л.: Наука, 1986. 180 с.
2. Горелик М. В. Оружие Древнего Востока (IV тысячелетие – IV в. до н. э.). СПб.: Атлант, 2003. 336 с.
3. Грязнов М. П., Пшеницына М. Н. Курганы IV–III вв. до н. э. на оз. Сарагаш // КСИА. 1966. № 107. С. 62–69.
4. Кочеев В. А. Боевое оружие пазырыкцев // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. 1999. № 4. С. 79–88.
5. Кочеев В. А. Оружейный комплекс раннескифского времени Горного Алтая // Древности Алтая. Изв. лаборатории археологии. 2001. № 7. С. 114–124.
6. Кузьмин Н. Ю. Курган у деревни Новомихайловка. Проблемы изучения культуры степных племен Енисея V–III вв. до н. э. / Раскопки на дорогах Хакасии. Вып. 1 / Археол. изыскания. 1994. Вып. 15. 59 с.
7. Маннай-оол М. Х. Тува в скифское время (уюкская культура). М.: Наука, 1970. 119 с.
8. Мартынов А. И. Лесостепная тагарская культура. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1979. 208 с.
9. Полосьмак Н. В. Исследование второго кургана могильника пазырыкской культуры Ак-Алаха I // Археол. вести. 1995. № 4. С. 91–96.
10. Советова О. С. Петроглифы тагарской эпохи на Енисее (сюжеты и образы). Новосибирск: ИАиЭ СО РАН, 2005. 138 с.
11. Хаврин С. В. Тагарские бронзы Ширинского района Хакасии // Сб. науч. тр. в честь 60-летия А. В. Виноградова. СПб., 2007. С. 115–122.
12. Членова Н. Л. Происхождение и ранняя история племен тагарской культуры. М.: Наука, 1967. 300 с.
13. Членова Н. Л. Связи культур Западной Сибири с культурами Приуралья и Среднего Поволжья в конце эпохи бронзы и начале железного века // Проблемы западносибирской археологии. Эпоха железа: Сб. ст. Новосибирск, 1981. С. 4–42.
14. Членова Н. Л. Тагарская культура // Степная полоса Азиатскойчасти СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. М.: Наука, 1992. С. 210–246.
Рецензия
Для цитирования:
Минор О.В., Петренко А.Л. К вопросу о возможности боевого использования чеканов сарагашенского этапа тагарской культуры. Universum Humanitarium. 2022;(1):153-163. https://doi.org/10.25205/2499-9997-2022-1-153-163
For citation:
Minor О.V., Petrenko А.L. To the question about the opportunity of militant use of the checans of the saragashen stage of the Tagar culture. Universum Humanitarium. 2022;(1):153-163. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2499-9997-2022-1-153-163