«Обладатель сорока копий» в списке Дафтар-и Чингиз-наме: определение, значение, символ
https://doi.org/10.25205/2499-9997-2021-1-92-114
Аннотация
В статье рассматривается значение термина «обладатель сорока копий» («қырық сүңгілі»), в отдельном списке тюрко-татарской хроники конца XVII в. Дафтар-и Чингиз-наме. Кроме того, предпринята попытка идентификации некоторых персонажей из данного источника как «обладателя сорока копий Болат бахадура» и его сына «Бек бия» с реальными историческими личностями (беками, племенными вождями) эпохи золотоордынского хана Джанибека. В военной истории древних насельников Евразии и поздних средневековых тюрко-монгольских кочевых племён копья и пики были одним из основных видов оружия, ближнего боя и неоднократно в летописях отмечалась их важность. Помимо основного, функционального, боевого назначения, копья и пики в воинской культуре и традиции тюрко-монгольских кочевников Великой степи имели еще символическое значение. Копье как предмет вооружения, использовавшийся при таранной атаке и в ближнем бою, эволюционировало в символ государственности в виде штандартов, знамен, а обладание им приравнивалось к статусу «главнокомандующего» или «крупного военачальника». В связи с этим, анализируя и учитывая непрерывную многовековую воинскую традицию степных кочевников, в статье предполагается, что словосочетание «обладатель сорока копий» («қырық сүңгілі») в Дафтар-и Чингиз-наме эквивалентно «командующему огромного войска». По нашему мнению, в данном источнике копье-пика представлено как абстрагированный текстовый символ, обозначающий «армию», «огромное войско», а ее обладатель является «главнокомандующим», «крупным военачальником».
Ключевые слова
Об авторе
У. М. АгатайКазахстан
Aгатай Уткирбай Мылтыкбаевич, докторант кафедры археологии и этнологии
ул. Сатпаева, 2, г. Нур-Султан, Казахстан, 010008
Список литературы
1. Абткаримов У.М. Ногайлинский героический эпос «Карасай-Кази» и лиро-эпос «Əділ-сұлтан»: историческая параллель на основе письменных источников // Вестник ЕНУ. Сер. История. 2019. № 2 (127). С. 34–46.
2. Абткаримов У.М., Айтбаев А.Б. Историография ногайлинского героического эпоса от казахских сказителей-жырау и акынов XIX в. – первой половины XX в. // Вестник ЕНУ. Сер. История. 2019. № 2 (127). С. 47–55.
3. Аманжолов А.С. История и теория древнетюркского письма. – Алматы: Мектеп, 2003. – 368 с.
4. Бабалар сөзі: Жүз томдық. Батырлар жыры. Астана: Фолиант, 2007. Т. 41. 448 б.
5. Банзаров Д. Собрание сочинений. М.: АН СССР, 1955. 376 с.
6. Березин И. Очеркъ внутренняго устройства Улуса Джучіева // Тр. Вост. отд-ния имп. археол. об-ва. СПб.: Имп. Акад. наук, 1864. Ч. 8. С. 387–494.
7. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л.: Академия наук СССР, 1950. Т. 1. 382 с.
8. Бобров Л.А., Шейхумеров А.А., Сальников А.В. Колющее длиннодревковое оружие крымских татар и ногаев 1440–1650-х гг. (по материалам письменных источников) // Былые годы. 2018. Т. 49. Вып. 3. С. 884–914.
9. Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С., Табалдиев К.Ш., Солтобаев О.А. Вооружение западных тюрок // Вестн. НГУ. Сер. История. 2006. Т. 5. Вып. 3. С. 70–86.
10. Гордлевский В.А. Числительное 50 в турецком языке (К вопросу о счёте в тюркских языках) // Изв. Академии наук СССР. Отд-ние лит. и яз. 1945. Т. IV. Вып. 3–4. С. 135–147.
11. Григорьев А.П., Григорьев В.П. Коллекция золотоордынских документов XIV века из Венеции: Источниковедческое исследование. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2002. 276 с.
12. Григорьев А.П. Сборник ханских ярлыков русским митрополитам: Источниковедческий анализ золотоордынских документов. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2004. 276 с.
13. Древнетюркский словарь. Л.: Ин-т языкозн. АН СССР ; Наука, 1969. 676 с.
14. Зайцев И.В. К истории золотоордынских кунгратов в Хорезме и в Крыму: эмир Нангутай // Тюркол. сб. 2013–2014. Памяти С.Г. Кляшторного. М.: Наука ; Вост. лит., 2016. С. 238–255.
15. Иванич М. «Дафтар-и Чингиз наме» как источник по истории кочевых обществ // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани 1223–1556. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2002. С. 314–328.
16. Измаилов И.Л., Недашковский Л.Ф. Находки предметов вооружения с территории золотоордынского города Укека из музеев Казани и Саратова // Из истории Золотой Орды. Казань, 1993. С. 72–86.
17. Измаилов И.Л. Войско Улуса Джучи во второй половине XIV–XV в.: структура командования, способ комплектования, численность и рода войск // Военное дело Золотой Орды: проблемы и перспективы изучения. Казань: Фолиант, 2011. С. 23–35.
18. История Казахстана в арабских источниках : Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Ч. 1: Извлечения из арабских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном. Алматы: Дайк-Пресс, 2005. Т. I. 711 с.
19. История Казахстана в персидских источниках : Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Ч. 2: Извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном и обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным. Алматы: Дайк-Пресс, 2006. Т. IV. 620 с.
20. Исхаков Д.М. Исторические очерки. Казань: Ин-т им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. 164 c.
21. Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.; Л.: АН СССР, 1941. 619 с.
22. Кушкумбаев А.К., Бобров Л.А. Оружие таранной атаки: золотоордынские копья и пики XIII–XIV вв. // Вопр. истории и археологии Зап. Казахстана. Уральск, 2010. № 1. С. 133–146.
23. Қазақстан тарихы туралы түркі деректемелері. Көне түрік бітіктастары мен ескерткіштері (Орхон, Енисей, Талас). Алматы: Дайк-Пресс, 2005. Т. II. 252 б.
24. Мустакимов И.А. Об одном списке «Дафтар-и Чингиз наме» // Средневековые тюрко-татарские государства. Казань: Ин-т им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. Вып. 1. С. 122–131.
25. Мухатаева А.Ж. Основные типы личного оружия батыра (по материалам казахского эпоса) // Междунар. журн. эксперим. образования. 2014. № 8. С. 53–56.
26. Поппе Н.Н. Монгольский словарь Муккадимат ал-Адаб. М.; Л.: АН СССР, 1938. Ч. I–III. 452 с.
27. Резван Е. Туркестан. Мой мир ислама: I. СПб. ; Алматы : КМБХ, 2016. 328 с.
28. Сабитов Ж.М. Эмиры Узбек-хана и Джанибек-хана // Золотоордынское обозр. 2014. №2(4). С. 120–134.
29. Сабитов Ж.М. Происхождение Кутлук-Тимура, эмира хана Узбека // Мол. ученый. 2016. № 1(105). С. 587–588.
30. Самашев З.С. Наскальные изображения Верхнего Прииртышья. Алма-Ата : Гылым, 1992. 288 с.
31. Сейдалиев Э. Военное дело Золотой Орды // Золотая Орда в мировой истории. Коллективная монография. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. С. 264–287.
32. Селезнев Ю.В. Элита Золотой Орды. Казань: Фэн, 2009. 232 с.
33. Селезнев Ю.В. Темники Узбека (опыт статистических заметок) // Золотоордынская цивилизация. Казань: Фэн, 2013. № 6. С. 221–226.
34. Семенов A.H. Семиотический анализ текста // Образование Югории. 2016. № 3 (41). С. 146–160.
35. Тоган И. Джучи хан и значение осады Хорезма как символы законности // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223–1556. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2001. С. 146–187.
36. Трепавлов В.В. Беклербек в структуре монгольской и тюркской государственности // Золотоордынское обозр. 2014. № 2(4). С. 21–34.
37. Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII–XVIII вв. Казань: Казан. ун-т, 1972. 220 с.
38. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. М.: Моск. ун-т, 1973. 180 с.
39. Худяков Ю.С. Вооружение средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1986. 267 с.
40. Худяков Ю.С. Золотая волчья голова на боевых знаменах: Оружие и войны древних тюрок в степях Евразии. СПб.: Петерб. востоковедение, 2007. 192 с.
41. Худяков Ю.С. Копье и стрела как символы воинской и государственной власти у древних и средневековых номадов Центральной Азии // Вестн. Бурят. ун-та. 2012. № 7. С. 20–26.
42. Щеброва С.Я. Культура войны древних кочевников Алтая в скифское время: историко-типологический и семиотический анализ : Дисс. ... канд. культурологии. СПб., 2010. 294 л.
43. Юдин В.П. Переход власти к племенным биям и неизвестной династии Тукатимуридов в Казахских степях в XIV в. (к проблеме восточных письменных источников, степной устной историографии и предыстории Казахского ханства) // Утемиш-хаджи: Чингиз-наме. Алма-Ата, 1992. С. 57–75.
44. Bregel Y. Tribal Tradition and Dynastic History: The Early Rulers of the Qongrats According to Munis. Asian and African Studies. 1982, No. 3, Vol. 16, pp. 357–398.
45. Bregel Y. Firdaws al-Iqbāl. History of Khorezm by Shir Muhammad Mirab Munis and Muhammad Riza Mirab Agahi. Leiden: Brill, 1999, pp. 718 p.
46. Mirgaleev I.M. Succession to the Throne in the Golden Horde: Replacement of the Batuids by the Tuqai-Timurids. Golden Horde Review. 2017, No. 2, Vol. 5, pp. 344–351.
47. Togan I. The Qongrat in History. In History and Historiography of Post-Mongol Central Asia and the Middle East: Studies in Honour of John E. Woods. Wiesbaden: Otto Harrassowitz Verlag, 2006, pp. 61–83.
Рецензия
Для цитирования:
Агатай У.М. «Обладатель сорока копий» в списке Дафтар-и Чингиз-наме: определение, значение, символ. Universum Humanitarium. 2021;(1):92-114. https://doi.org/10.25205/2499-9997-2021-1-92-114
For citation:
Аgatay О.M. “The Holder of Forty Spears” in the list of Däftär-i Čingiz-nāmä: definition meaning, symbol. Universum Humanitarium. 2021;(1):92-114. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2499-9997-2021-1-92-114