Древнейшие наскальные изображения в трудах академика А. П. Окладникова: методический аспект семантического анализа
Аннотация
В середине XX века значительный вклад в исследование наскальных изображений Сибири и Центральной Азии был внесен академиком А. П. Окладниковым. В начале 1960-х гг. ученый стал основателем научного археологического центра в г. Новосибирске, одним из приоритетных направлений деятельности которого было изучение первобытного искусства.
Историографический анализ трудов А. П. Окладникова по наскальному изобразительному творчеству древнего человека позволяет в полной мере представить и оценить масштаб и комплексность его подхода к исследованиям.
При изучении древнейших петроглифов А. П. Окладниковым в качестве обязательной составляющей включен семантический анализ представленных образов и композиций. Более того, идейная основа, по его мнению, может служить вспомогательным фактором при определении культурно-хронологической позиции наскальных рисунков. Не вызывает сомнений то, что заглянуть в «окно неведомого мира» древнего человека (и даже более того, широко открыть его) позволяет разбор возможных мировоззренческих понятий, заключенных в предмете исследования.
В трудах А. П. Окладникова по наскальным изображениям этот раздел имеет четкую, отработанную структуру, что есть следствие широкой эрудиции, наработанной базы знаний в смежных областях науки, и что самое главное – выработанной ученым методической основы проведения семантического анализа. Семантика и подходы к ее пониманию — тема весьма сложная и многогранная, чем зачастую объясняется ее обособленность и необходимость выделения в отдельное исследование в работах многих ученых. Тем не менее, она не теряет своей актуальности.
Ключевые слова
Об авторе
Ю. Н. НенаховаРоссия
Ненахова Юлия Николаевна, кандидат исторических наук, научный сотрудник, Институт археологии и этнографии СО РАН
пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090
Список литературы
1. Беднарик Р. Интерпретация данных о происхождении искусства // Археология, этнография и антропология Евразии. 2004. № 4 (20). С. 35–47.
2. Бледнова Н. С., Вишняцкий Л. Б., Гольдшмидт Е. С., Дмитриева Т. Н., Шер Я. А. Первобытное искусство: проблема происхождения. Кемерово, 1998. 211 с.
3. Бобров В. В. Мобильное искусство Сибири в переходное время от эпохи камня к палеометаллу // Искусство бронзового века (Материалы международного симпозиума, 15–19 апреля 2013 г., Штральзунд, Германия). Новосибирск; Берлин, 2015. С. 8–18.
4. Бродянский Д. Л. Древнее искусство и его исследователи (очерки, статьи, доклады). Владивосток, 2010. 180 с.
5. Вишняцкий Л. Б. Информационный взрыв и изобразительная деятельность // Археология, этнография и антропология Евразии. 2005. № 1 (21). С. 51–54.
6. Дэвлет Е. Г. Антропоморфные наскальные изображения в рентгеновском стиле и мифологический сюжет об обретении шаманского дара // Археология, этнография и антропология Евразии. 2000. № 2 (2). С. 88–95.
7. Есин Ю. Н. О некоторых проблемах интерпретации изображений эпохи бронзы Центральной и Северной Азии // Археология, этнография и антропология Евразии. 2005. № 2 (22). С. 114–127.
8. Кубарев В. Д. Мифы и ритуалы, запечатленные в петроглифах Алтая // Археология, этнография и антропология Евразии. 2006. № 3 (27). С. 41–54.
9. Ларичев В. Е. Космографическая миниатюра из Шато дез Эйзи («древо измерений», луна и бизон в искусстве древнекаменного века) // Гуманитарные науки в Сибири. 1995. № 3. С. 3–12.
10. Ларичев В. Е. Космографическое панно из «колодца» Ляско (созвездия эклиптики и экватора в образах искусства древнекаменного века) // Гуманитарные науки в Сибири. 1997. № 3. С. 41–50.
11. Ларичев В. Е. Космографическая композиция из «Большого зала» Ляско // Гуманитарные науки в Сибири. 1998. № 3. С. 44–51.
12. Ларичев В. Е. Космографические фигуры и знаковые тексты Игнатиевской пещеры: «Большой Зал» (календарно-астрономические циклы и персонажи астральной мифологии в искусстве палеолита Южного Урала) // Гуманитарные науки в Сибири. 1999. № 3. С. 57–69.
13. Ларичев В. Е. Космогонические фигуры и знаковые тексты Игнатиевской пещеры: «Дальний Зал» (календарно-астрономические циклы и персонажи астральной мифологии в искусстве палеолита Южного Урала) // Гуманитарные науки в Сибири. 2000. № 3. С. 7–30.
14. Ларичев В. Е. Жертвы времени (насильственная смерть в астральных культах палеолита Евразии) // Гуманитарные науки в Сибири. 2002. № 3. С. 3–10.
15. Ларичев В. Е. Неолит Сибири: китойское время (опыт реконструкции календарных систем в культуре постпалеолитической эпохи Восточной Сибири) // Гуманитарные науки в Сибири. 2009. № 3. С. 3–7.
16. Мартынов А. И. Петроглифы Сибири: анализ конкретных источников и «всемирно-исторический масштаб» // Известия СО АН СССР. 1971. № 11. С. 103–118.
17. Мартынов А. И. О принципах датировки наскального искусства Сибири // Актуальные проблемы сибирской археологии (тезисы научной конференции). Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1996. С. 8–12.
18. Молодин В. И. Древнее искусство Западной Сибири (Обь-Иртышская лесостепь). Новосибирск: Наука, 1992. 191 с.
19. Молодин В. И. Алексей Павлович Окладников – выдающийся исследователь древнего искусства (к 85-летию со дня рождения) // Источники по истории Республики Алтай. Горно-Алтайск, 1997. С. 3–16.
20. Молодин В. И. Академик Окладников – страницы творчества (в честь 105-летнего юбилея): учеб. пособие. Новосибирск: НГУ, 2013. 96 с.
21. Ненахова Ю. Н. Наскальное искусство эпохи камня в трудах академика А.П. Окладникова: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2019. 26 с.
22. Окладников А. П. К вопросу о происхождении искусства (В связи с критикой взглядов Н. Я. Марра на первобытное искусство) // Советская этнография. 1952. № 2. С. 3–22.
23. Окладников А. П. Шишкинские писаницы: памятник древней культуры Прибайкалья. Иркутск: Иркут. кн. изд-во, 1959. 210 с.
24. Окладников А. П. Петроглифы Ангары. М.; Л.: Наука, 1966. 322 с.
25. Окладников А. П. Утро искусства. Л.: Искусство, 1967а. 135 с.
26. Окладников А. П. История Сибири за 50 лет // Известия сибирского отделения академии наук СССР. Вып. 3: серия общественных наук. 1967б. № 11. С. 11–20.
27. Окладников А. П. Марксизм и проблема происхождения искусства // Известия Сибирского отделения Академии наук СССР. Вып. 2: серия общественных наук. 1968. № 6. С. 3–12.
28. Окладников А. П. Петроглифы Сибири и Дальнего Востока как источник по этнической истории Северной Азии (методология и некоторые общие выводы) // Материалы конференции «Этногенез народов Северной Азии». Новосибирск: СО АН СССР ИИФиФ, 1969. Вып. 1. С. 3–27.
29. Окладников А. П. О палеолитической традиции в искусстве неолитических племен Сибири // Первобытное искусство. Новосибирск: Наука, 1971а. С. 3–21.
30. Окладников А. П. Петроглифы Нижнего Амура. Л.: Наука, 1971б. 335 с.
31. Окладников А. П. Петроглифы Центральной Азии. Хобд-сомон (гора Тэбш). Л.: Наука, 1980. 271 с.
32. Окладников А. П. Петроглифы Монголии. Л.: Наука, 1981а. 223 с.
33. Окладников А. П. Петроглифы Чулутын-гола (Монголия). Новосибирск: Наука, 1981б. 183 с.
34. Окладников А. П., Запорожская В. Д. Ленские писаницы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. 145 с.
35. Окладников А. П., Запорожская В. Д. Петроглифы Забайкалья. Л.: Наука, 1970. Ч. 2. 263 с.
36. Окладников А. П., Запорожская В. Д. Петроглифы Средней Лены. Новосибирск: Наука, 1972. 271 с.
37. Окладников А. П., Окладникова Е. А., Запорожская В. Д., Скорынина Э. А. Петроглифы долины реки Елангаш (юг горного Алтая). Новосибирск: Наука, 1979. 137 с.
38. Петренко В. Ф. Психосемантический подход к этнопсихологическим исследованиям // Советская этнография. 1987. № 4. С. 22–38.
39. Пелих Г. И. О методе научной классификации сибирских петроглифов // Советская этнография. 1968. № 3. С. 68–76.
40. Равдоникас В. И. Элементы космических представлений в образах наскальных изображений // Советская археология. 1937. № 4. С. 11–31.
41. Савинов Д. Г. О выделении стилей и иконографических групп изображений окуневского искусства // Окуневский сборник: «Культура и ее окружение» / ред. коллегия: Д. Г. Савинов, М. Л. Подольский, А. Наглер, К. В. Чугунов. СПб., 2006. С. 157–190.
42. Савинов Д. Г. Некоторые аспекты теоретического изучения петроглифов (по материалам Центральной Азии и Юной Сибири) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2009. № 2 (38). С. 92–103.
43. Советова О. С. К вопросу об «искусствоведческом» и «археологическом» подходах к интерпретации изобразительных памятников // Археология, этнография и антропология Евразии. 2007. 3 (31). С. 103– 114.
44. Столяр А. Д. Отзыв на книгу А. А. Формозова «Очерки по первобытному искусству. Наскальные изображения и каменные изваяния эпохи камня и бронзы на территории СССР. М.: Наука, 1969, 255 стр.» // Советская этнография. 1974. № 4. С. 304–315.
45. Столяр А. Д. О генетической природе «Беса» онежских петроглифов Карелии // Проблемы археологии 2 сборник статей в память профессора М. И. Артамонова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. С. 209– 221.
46. Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985. 298 с.
47. Урушадзе Н. Е. Художественно-семантический анализ ранних форм изобразительного творчества // Известия сибирского отделения АН СССР. Вып. 1: серия общественных наук. 1974. № 1. С. 101– 107.
48. Формозов А. А. Искусство эпохи мезолита и неолита // Каменный век на территории СССР. М.: Наука, 1970. С. 194–205.
49. Франкфор А.–П., Якобсон Э. Подходы к изучению петроглифов Северной, Центральной и Средней Азии // Археология, этнография и антропология Евразии. 2004. № 2 (18). С. 53–78
50. Фролов Б. А. Неоантроп: искусство и психология творчества // Вопросы антропологии. 1974. Вып. 46. С. 52–65.
51. Фролов Б. А. А. П. Окладников о творческих началах искусства // Этнографическое обозрение. 1998. № 4. С. 165–171.
52. Черемисин Д. В. К дискуссии об информативности петроглифов и методах их изучения // Археология, этнография и антропология Евразии. 2006. № 3 (27). С. 89–100.
53. Черемисин Д. В. А. П. Окладников и изучение первобытного искусства Сибири // Окно в неведомый мир: Сборник статей к 100-летию со дня рождения академика Алексея Павловича Окладникова. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2008. С. 101–103.
54. Шер Я. А. Первобытное искусство: факты, гипотезы, методы и теория // Археология, этнография и антропология Евразия. 2000. № 2 (2). С. 77–87.
55. Шер Я. А. Спорные вопросы изучения первобытного искусства // Археология, этнография и антропология. 2004а. № 2 (18). С. 36–52.
56. Шер Я. А. Стиль в первобытном искусстве // Изобразительные памятники: стиль, эпохи, композиции (материалы науч. темат. конф.). СПб., 2004б. С. 9–13.
57. Шер Я. А. Миф, ритуал и археология // Миф, обряд и ритуальный предмет в древности. Екатеринбург–Сургут: Магеллан, 2007. С. 7–25.
58. Шер Я. А. Первобытное искусство: учеб. пособие. Кемерово, 2011. 436 с.
59. Шер Я. А., Вишняцкий Л. Б., Бледнова Н. С. Происхождение знакового поведения. М.: Науч. мир, 2004. 280 с.
60. Bednarik R. G. The earliest known palaeoart (Древнейшие палеолитическое искусство) // Первобытная археология. Человека и искусство. Сб. науч. тр., посв. 70-летию со дня рождения Я. А. Шера. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2002. С. 23–31.
Рецензия
Для цитирования:
Ненахова Ю.Н. Древнейшие наскальные изображения в трудах академика А. П. Окладникова: методический аспект семантического анализа. Universum Humanitarium. 2020;(1):6-29.
For citation:
Nenakhova Y.N. The Most Ancient Rock Art in the Writings of the Academician A. P. Okladnikov. Methodological Aspect of the Semantic Analysis. Universum Humanitarium. 2020;(1):6-29. (In Russ.)