Preview

Universum Humanitarium

Расширенный поиск
№ 1 (2020)
Скачать выпуск PDF

Методы и методология 

6-29 148
Аннотация

В середине XX века значительный вклад в исследование наскальных изображений Сибири и Центральной Азии был внесен академиком А. П. Окладниковым. В начале 1960-х гг. ученый стал основателем научного археологического центра в г. Новосибирске, одним из приоритетных направлений деятельности которого было изучение первобытного искусства.

Историографический анализ трудов А. П. Окладникова по наскальному изобразительному творчеству древнего человека позволяет в полной мере представить и оценить масштаб и комплексность его подхода к исследованиям.

При изучении древнейших петроглифов А. П. Окладниковым в качестве обязательной составляющей включен семантический анализ представленных образов и композиций. Более того, идейная основа, по его мнению, может служить вспомогательным фактором при определении культурно-хронологической позиции наскальных рисунков. Не вызывает сомнений то, что заглянуть в «окно неведомого мира» древнего человека (и даже более того, широко открыть его) позволяет разбор возможных мировоззренческих понятий, заключенных в предмете исследования.

В трудах А. П. Окладникова по наскальным изображениям этот раздел имеет четкую, отработанную структуру, что есть следствие широкой эрудиции, наработанной базы знаний в смежных областях науки, и что самое главное – выработанной ученым методической основы проведения семантического анализа. Семантика и подходы к ее пониманию — тема весьма сложная и многогранная, чем зачастую объясняется ее обособленность и необходимость выделения в отдельное исследование в работах многих ученых. Тем не менее, она не теряет своей актуальности.

Тема номера: Наскальное искусство 

30-68 227
Аннотация

В статье обсуждается, как мы видим и воспринимаем наскальные изображения. Ограничения зрительного восприятия, заложенные в человеке, усугубляются различными ментальными фильтрами, влияющими на нашу картину мира, к которым можно отнести различные факторы, формирующие личный опыт исследователя. Субъективность перцепции и в узком понимании как возможностей зрительной системы, и в широком смысле как особенностей индивидуального когнитивного опыта, на взгляд автора, является важнейшей характеристикой аппарата восприятия, что мало учитывается в науке, и, несомненно, формирует так называемое «тоннельное восприятие», значительно ограничивающее объем информации, допускаемой к научному анализу. Принятие таких субъективных факторов во внимание позволяет во многих аспектах расширить объем получаемой и обрабатываемой информации, что, в свою очередь, ведет к качественно иному восприятию наскальных изображений и памятников наскального искусства. В статье проводится различение внешних для человека (экстенсивных) и внутренних (интенсивных) методов коррекции несовершенства нашей зрительной системы, предлагаются некоторые подходы к изменению качества воспринимаемой нами визуальной информации за счет корректировки внутренних, культурно и эволюционно обусловленных фильтров восприятия.

69-87 245
Аннотация

Статья посвящена трасологии петроглифов как направлению в изучении наскального искусства. Негласно принято считать, что чуть ли не единственная задача, которую решает экспериментально-трасологический метод в исследованиях, посвященных наскальному искусству, – это определение материала орудий, которыми выполнялись рельефные изображения. Однако опыт применения эксперимента и трасологии в изучении петроглифов показывает, что подходов, определяющих цели таких исследований, существует несколько, и они сосредоточены не на одном, а сразу на многих аспектах, что возможности применения экспериментально-трасологического анализа определяются задачами и вопросами, которые требуют решения. Также в статье рассматриваются и ограничения метода, на которые следует всегда обращать внимание и учитывать в ходе работы. Кратко описывается специфика трасологического исследования рельефных наскальных изображений. В данной статье не ставится цель максимально подробно раскрыть все аспекты и нюансы экспериментального моделирования и трасологического анализа петроглифов. Однако такая работа может оказаться небезынтересна для тех специалистов, которые если не готовы сами применять указанный метод, то хотели бы понимать его общие закономерности, возможности и ограничения, для того чтобы в дальнейшем привлекать трасологов в рамках комплексных исследований наскального искусства.

Новые материалы 

88-110 156
Аннотация

Изучение наскального искусства Шалаболинской писаницы охватывает достаточно продолжительный период. Каждое исследование на памятнике вносит ценный вклад в фонд знаний как о памятнике, так и о наскальном искусстве в целом. Данная статья представляет результат изучения одного зооморфного изображения с западного сектора 1-го участка Шалаболинской писаницы. Рассматриваемый объект изобразительного творчества является ценным источником для будущих исследований. Исходя из того, что наскальное изображение выполнено в сочетании техник гравировки, монохромной живописи и выбивки, авторами был сделан упор на подробное описание данного изображения. С помощью применения контактного и бесконтактных методов копирования авторами были выполнены две различные прорисовки и две 3D-модели плоскости с зооморфным изображением, а также было проделано сопоставление получившихся вариантов между собой. Каждый привлеченный метод копирования был описан с выделением его особенностей, достоинств и недостатков. Кроме того, авторами было выполнено сравнение с прорисовкой данного зооморфного изображения, выполненного другими исследователями. Полученные результаты позволили сделать вывод о необходимости использования комплекса методов копирования наскальных изображений для достижения наиболее объективного источника для будущих исследований.

111-127 185
Аннотация

Предметом исследования является петроглиф с гор Оглахты. Рассмотрев рисунок по различным интерпретационным направлениям, авторы пришли к выводу, что на камне представлено изображение одежды или стилизованная антропоморфная фигура в широких одеяниях и его можно датировать на сравнительно нешироком временном интервале: XIX – первая половина XX в. Судя по сюжетам сибирских петроглифов, данная традиция появилась в эпоху энеолита (5 тыс. л.н.), когда на скалах Алтая и Монголии стали наносить стилизованные фронтальные женские образы в широких одеяниях. С рубежа эр в наскальном искусстве региона получает развитие изобразительная традиция, предусматривающая иллюстрирование традиционной одежды, акцентирование внимания на ее деталях (форма, внутренний декор, внешнее оформление). Основное внимание уделяется парадно-церемониальным одеждам, узорам на них, их внешним деталям, которые, надо полагать, подчеркивают не только социальный статус, но и несут определенный сакральный смысл. С рудиментом данной традиции мы встречаемся на примере сюжетов петроглифов на оглахтинских плитках, где консервативно сохранились ее формы и, возможно, – содержание. Нельзя исключать и прагматичный аспект семантики данных петроглифов, отражающий желание авторов закрепить опыт, сохранить традиции, передать потомкам «инструкции» по изготовлению одежды, ее орнаментальному оформлению.

Научная полемика 

128-143 153
Аннотация

Птица как объект древней изобразительной деятельности встречается в петроглифах и писаницах Русского Севера и Финляндии. В статье рассмотрены рисунки на памятниках лесной зоны. Однако географическая близость и общность предмета изображения не обеспечивает схожей технологии создания рисунков. Авторы рассмотрели образ птицы и его роль в наскальном искусстве региона, проанализировали материалы для создания краски, инструменты и материалы для нанесения петроглифов. Предложены результаты экспериментов по выбивке изображений орудиями из различных материалов. Экспериментально-трасологическим методом установлено, что при выбивке по граниту орудия из кварца, кремния и гранита крошатся. Следы, полученные с применением закаленных стальных инструментов, обладают сходством со следами, образующими петроглифы. Выбитые изображения “подправлялись” или “дополнялись” на протяжении времени своего существования, либо были выбиты несколько позже, чем это принято считать. На изображениях птиц в писаницах Финляндии признаков повторного нанесения краски не выявлено. В статье рассматриваются некоторые технологические аспекты. Несомненно, для полного понимания феномена наскального искусства, особенностей и техники создания изображений необходимо продолжение полевых, экспериментальных и лабораторных исследований.

144-161 192
Аннотация

Орнитоморфные изображения в петроглифах остаются малоизученной темой, из-за чего их культурно-хронологическая атрибуция или определение видовой принадлежности оказываются серьёзной проблемой для исследователя. Одним из таких изображений является гравированное изображение птицы с первого участка Шалаболинской писаницы, которое не может быть уверенно отнесено ни к одной из известных традиций изображения птиц. В данной статье предпринимается попытка атрибуции данного изображения на основе описанных в литературе методов. В ходе работы были определены проблемы, возникающие при  работе с фрагментарными изображениями, которые не вписываются в существующие классификационные схемы, постулируется необходимость дальнейших работ по систематизации уже известных петроглифов с изображениями орнитоморфных персонажей. Предлагается новый алгоритм для определения видовой принадлежности фигур птиц на скалах. Птица с Шалаболинской писаницы определена как принадлежащая к хищным птицам, среди которых наиболее вероятными вариантами являются орёл, чайка или козодой (атрибуция произведена по форме клюва и особенности моделировки глаз). В культурно-хронологическом плане изображение может быть предварительно отнесено к окуневской изобразительной традиции, на основе аналогии с рядом изображений птиц и птицеголовых персонажей на стелах окуневской культуры.

162-181 152
Аннотация

Исследователь, попадая на памятник, как правило, может определить, к какой примерно эпохе относится то или иное наскальное изображение. Чаще всего можно сказать, с архаичной манерой исполнения мы имеем дело или с поздними приемами передачи и содержанием образов. Однако встречаются такие изображения, определить принадлежность которых к тому или иному хронологическому пласту затруднительно. Таких примеров довольно много, и их встречал каждый не только начинающий, но и вполне состоявшийся исследователь наскального искусства. Предложенная статья посвящена одному из таких изображений на писанице, расположенной недалеко от д. Пойлово Курагинского района Красноярского края. Этот петроглиф имеет как архаичные, так и поздние черты, но в то же время находится в довольно сложном контексте, на плоскости, покрытой кальцитовым натеком. В статье предложен один из подходов к изучению подобных сложных и неоднозначных изображений, особенность которого заключается в применении сочетания трасологического изучения петроглифа с учетом особенностей поверхности, на которой он выполнен, а также детальной прорисовки всех искусственных и естественных изменений субстрата. Полученный результат дает основу для дальнейших дискуссий и поиска аналогий.

Lectorium 

182-213 158
Аннотация

Полевые исследования петроглифов являются наиболее важным этапом в процессе изучения наскального искусства. В статье акцентировано внимание на вопросах индексации и топографической съемки объектов. Тополандшафтная характеристика петроглифов на различных уровнях их локализации во многом определяет их функциональное назначение и смысл, заложенный в композициях. Анализ высотных и пространственных параметров плоскостей с рисунками помогает решить вопросы датировки изображений. Данная методика не требует сложного оборудования, продуктивна при проведении разведочных работ, стационарных исследованиях объектов наскального искусства. Основные принципы заключаются в фиксации горизонтального контура и вертикальных профилей скалы, соотношения с ними петроглифов. Предлагаемые методы можно использовать для научно-исследовательских целей и составления учетной документации для регистрации в Государственный каталог объектов культурного наследия Российской Федерации.

214-231 139
Аннотация

В практике изучения наскального искусства в последние два десятка лет широко применяются два метода работы с плохо сохранившимися изображениями охрой: метод пигментных карт и программный продукт DStretch. Первый из них был предложен автором в начале 2000-х годов и используется в основном отечественными специалистами, второй представляет собой некоммерческий программный продукт, разработанный в середине 2000-х, и больше распространен в западной исследовательской среде. В статье приводится подробное описаниэтих современных методов выявления плохо сохранившихся наскальных изображений, в том числе выполненных охрой. Приводятся основные алгоритмыих использования, а также сравниваются оба упомянутых подхода к выявлению плохо сохранившихся изображений. Отдельно рассматриваются перспективы использования обоих методов для интерпретации многослойных композиций, выполненных разной краской: на основании этих данных в случае применения метода пигментных карт за счет разницы между сигналами в базовых цветовых каналах цветового пространства Lab в некоторых случаях возможно определение стратиграфии изобразительных плоскостей, а также вероятной относительной хронологической неоднородности памятников наскального искусства.

Фоторепортаж 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2499-9997 (Print)