Preview

Universum Humanitarium

Расширенный поиск

Птицы в наскальном искусстве Карелии и Финляндии: образ и технологические особенности

Полный текст:

Аннотация

Птица как объект древней изобразительной деятельности встречается в петроглифах и писаницах Русского Севера и Финляндии. В статье рассмотрены рисунки на памятниках лесной зоны. Однако географическая близость и общность предмета изображения не обеспечивает схожей технологии создания рисунков. Авторы рассмотрели образ птицы и его роль в наскальном искусстве региона, проанализировали материалы для создания краски, инструменты и материалы для нанесения петроглифов. Предложены результаты экспериментов по выбивке изображений орудиями из различных материалов. Экспериментально-трасологическим методом установлено, что при выбивке по граниту орудия из кварца, кремния и гранита крошатся. Следы, полученные с применением закаленных стальных инструментов, обладают сходством со следами, образующими петроглифы. Выбитые изображения “подправлялись” или “дополнялись” на протяжении времени своего существования, либо были выбиты несколько позже, чем это принято считать. На изображениях птиц в писаницах Финляндии признаков повторного нанесения краски не выявлено. В статье рассматриваются некоторые технологические аспекты. Несомненно, для полного понимания феномена наскального искусства, особенностей и техники создания изображений необходимо продолжение полевых, экспериментальных и лабораторных исследований.

Об авторах

Д. Н. Федорова
Институт истории материальной культуры РАН
Россия

Федорова Дарья Николаевна, младший научный сотрудник экспериментально-трасологической лаборатории

Дворцовая набережная, 18, Санкт-Петербург, 191186

 



М. А. Мешалкина
Институт истории материальной культуры РАН
Россия

Мешалкина Мария Андреевна, прикрепленное лицо отдела археологии Средней Азии и Кавказа

Дворцовая набережная, 18, Санкт-Петербург, 191186



Список литературы

1. Айхенвальд А. Ю., Петрухин В. Я., Хелимский Е. А. К реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов // Балто-славянские исследования. М., 1982. С. 162–192

2. Гиря Е. Ю., Дэвлет Е. Г. Некоторые результаты разработки методики изучения техники выполнения петроглифов пикетажем // Уральский исторический вестник. 2010. № 1 (26). С. 107–118.

3. Гурина Н. Н. Водоплавающая птица в искусстве неолитических лесных племен // КСИА. 1972. Вып. 131. С. 36–45.

4. Калевала. М.: Худож. лит., 1956. 288 с.

5. Лобанова Н. В. Петроглифы Онежского озера. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2015. 440 с.

6. Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. М. : Астрель : АСТ : Транзит-книга, 2005. 463 с.

7. Савватеев Ю. А. Петроглифы Карелии. Петрозаводск: Карелия, 1976. 40 с.

8. Широков В. Н. Уральские писаницы. Южный Урал. Екатеринбург: АМБ, 2009. 128 с.

9. Широков В. Н. Уральские писаницы: Реки Реж и Ирбит. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2007. 80 с.

10. Lahelma A. A touch of red. Archaeological and Ethnographic Approaches to Interpreting Finnish Rock Paintings. The Finnish Antiquarian Society Helsinki, 2008. 300 p.

11. Plisson H. Digital Photography and Traceology: From 2D to 3D. // Следы в истории: К 75-летию В. Е. Щелинского. / Лозовская О. В., Лозовский В. М., Гиря Е. Ю. (ред.). Санкт-Петербург: ИИМК РАН, 2015. С. 218–233.


Рецензия

Для цитирования:


Федорова Д.Н., Мешалкина М.А. Птицы в наскальном искусстве Карелии и Финляндии: образ и технологические особенности. Universum Humanitarium. 2020;(1):128-143.

For citation:


Fedorova D.N., Meshalkina М.A. Birds in Karelian and Finland Rock Art: Image and Technological Features. Universum Humanitarium. 2020;(1):128-143. (In Russ.)

Просмотров: 153


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2499-9997 (Print)