Preview

Universum Humanitarium

Расширенный поиск

Что такое трасология петроглифов и для чего она нужна?

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена трасологии петроглифов как направлению в изучении наскального искусства. Негласно принято считать, что чуть ли не единственная задача, которую решает экспериментально-трасологический метод в исследованиях, посвященных наскальному искусству, – это определение материала орудий, которыми выполнялись рельефные изображения. Однако опыт применения эксперимента и трасологии в изучении петроглифов показывает, что подходов, определяющих цели таких исследований, существует несколько, и они сосредоточены не на одном, а сразу на многих аспектах, что возможности применения экспериментально-трасологического анализа определяются задачами и вопросами, которые требуют решения. Также в статье рассматриваются и ограничения метода, на которые следует всегда обращать внимание и учитывать в ходе работы. Кратко описывается специфика трасологического исследования рельефных наскальных изображений. В данной статье не ставится цель максимально подробно раскрыть все аспекты и нюансы экспериментального моделирования и трасологического анализа петроглифов. Однако такая работа может оказаться небезынтересна для тех специалистов, которые если не готовы сами применять указанный метод, то хотели бы понимать его общие закономерности, возможности и ограничения, для того чтобы в дальнейшем привлекать трасологов в рамках комплексных исследований наскального искусства.

Об авторе

Л. В. Зоткина
Институт археологии и этнографии СО РАН
Россия

Зоткина Лидия Викторовна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник

пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090



Список литературы

1. Гиря Е. Ю., Дэвлет Е. Г. Трасологическое исследование петроглифов Пегтымеля // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. М.: ИА РАН, 2008. Т. III. С. 12–15.

2. Гиря Е. Ю., Дэвлет Е. Г. Некоторые результаты разработки методики изучения техники выполнения петроглифов пикетажем // Уральский исторический вестник. 2010. № 1 (26). С. 107–118.

3. Гиря Е. Ю., Дэвлет Е. Г. Об исследовании техники выполнения изображений на скалах // Проблемы истории, филологии, культуры. 2012. № 1 (35). С. 158–178.

4. Гиря Е. Ю., Дроздов Н. И., Дэвлет Е. Г., Макулов В. И. О работах по трасологическому изучению петроглифов Шалаболино // Труды САИПИ. Наскальное искусство в современном обществе. К 290-летию научного открытия Томкой писаницы. Матер. междунар. конф. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. Т. 2. Вып. VIII. С. 201–207.

5. Гиря Е. Ю., Федорова Д. Н., Степанова К. Н., Малютина А. А., Колпаков Е. М., Кульков А. М. Технические средства и исследовательские возможности археологической трасологии // Stratum Plus. 2019. № 1. С. 131–143.

6. Дэвлет Е. Г., Гиря Е. Ю. «Изобразительный пласт» в наскальном искусстве и исследование техники выполнения петроглифов Северной Евразии // Труды САИПИ. Вып. VII. Древнее искусство в зеркале археологии. К 70-летию Д.Г. Савинова. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. С. 186–201.

7. Дэвлет Е. Г. «Люди» и олени в наскальном искусстве Чукотки // Фундаментальные проблемы археологии, антропологии и этнографии Евразии: К 70-летию академика А. П. Деревянко. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН. 2013. С. 469–480.

8. Зоткина Л. В. К вопросу о методике изучения палимпсестов (на примере композиции с Шалаболинской писаницы, Красноярский край) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2019. Том 47. № 2. С. 93–102.

9. Зоткина Л. В., Клейе-Мерль Ж.-Ж. Новые изображения абридю Пуассон (Дордонь, Франция) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2017. №45 (3). С. 41–47.

10. Семенов С.А. Первобытная техника. Материалы и исследования по археологии. М.; Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1957. № 54. 240 с.

11. Савватеев Ю. А. Залавруга. Археологические памятники низовьев реки Выг. Л.: Наука, 1970. Ч. 1. Залавруга. 444 с.

12. Вадецкая Э. Б., Леонтьев Н. В., Максименков Г. А. Памятники окуневской культуры. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1980. 148 с.

13. Филиппов А. К. Технологический аспект наскального искусства Юго-Западной Европы // Экспериментально-трасологические исследования в археологии. СПб.: Наука, 1994. С. 44–61.

14. Черемисин Д. В., Молодин Д. В., Зоткина Л. В., Цэвээндорж Д., Кретэн К. Новые исследования раннего пласта наскального искусства Монгольского Алтая // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2018. Т. 17. №3. Археология и этнография. С. 55–77.

15. Шер Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука, 1980. 328 с.

16. M’Guire J. D. The Stone Hammer and its Various Uses // American Anthropologist. №4 (4). P. 301–312. 1891. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1525/aa.1891.4.4.02a00020/pdf (дата обращения: 19.09.2020 г.).

17. M’Guire J.D. Materials Apparatus and Processes of the Aboriginal Lapidary // American Anthropologist. №5 (2). P. 165–176. 1892. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1525/aa.1892.5.2.02a00060/pdf (дата обращения: 19.09.2020 г.).

18. Zotkina L. V., Cretin C., Plisson H., Geneste J.-M., Molodin V. I. Technological parameters of rock art at the Kalgutinsky Rudnik site on the Ukok Plateau, Russian Altai region. // Quaternary International. 2020 (In press).


Рецензия

Для цитирования:


Зоткина Л.В. Что такое трасология петроглифов и для чего она нужна? Universum Humanitarium. 2020;(1):69-87.

For citation:


Zotkina I.V. What Traceology of Rock Art is and What It Serves for? Universum Humanitarium. 2020;(1):69-87. (In Russ.)

Просмотров: 245


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2499-9997 (Print)