Preview

Universum Humanitarium

Расширенный поиск

Игры восприятия и игры с восприятием: современное и «допотопное» искусство

Полный текст:

Аннотация

В статье обсуждается, как мы видим и воспринимаем наскальные изображения. Ограничения зрительного восприятия, заложенные в человеке, усугубляются различными ментальными фильтрами, влияющими на нашу картину мира, к которым можно отнести различные факторы, формирующие личный опыт исследователя. Субъективность перцепции и в узком понимании как возможностей зрительной системы, и в широком смысле как особенностей индивидуального когнитивного опыта, на взгляд автора, является важнейшей характеристикой аппарата восприятия, что мало учитывается в науке, и, несомненно, формирует так называемое «тоннельное восприятие», значительно ограничивающее объем информации, допускаемой к научному анализу. Принятие таких субъективных факторов во внимание позволяет во многих аспектах расширить объем получаемой и обрабатываемой информации, что, в свою очередь, ведет к качественно иному восприятию наскальных изображений и памятников наскального искусства. В статье проводится различение внешних для человека (экстенсивных) и внутренних (интенсивных) методов коррекции несовершенства нашей зрительной системы, предлагаются некоторые подходы к изменению качества воспринимаемой нами визуальной информации за счет корректировки внутренних, культурно и эволюционно обусловленных фильтров восприятия.

Об авторе

А. К. Солодейников
ГБУ РБ ИКМЗ «Шульган-Таш», Уфа
Россия

Солодейников Алексей Константинович, научный cотрудник, ГБУ РБ ИКМЗ «Пещера Шульган-Таш» 

ул. Савушкина, 140-143, Санкт-Петербург, 197374



Список литературы

1. Абрамова З. А. Древнейший образ человека. СПб.: Петерб. востоковедение, 2010. 304 с.

2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура–С, 2012. 392 с.

3. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения. М.: Искусство, 1970. 235 с.

4. Колпаков Е. М., Шумкин В. Я. Петроглифы Канозера. СПб.: Искусство России, 2012. 424 с.

5. Лобанова Н. В. Петроглифы Онежского озера. Петрозаводск; М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2015. 440 с.

6. Малевич К. Черный квадрат. СПб.: Азбука, 2016. 574 с.

7. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М.: Наука, 1975. 185 с.

8. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980. 288 с.

9. Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука-классика, 2002. 316 с.

10. Успенский Б. А. К исследованию языка древней живописи // Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения. М., 1970. С. 4–24.

11. Флоренский П. А. Обратная перспектива // У водоразделов мысли. Т. 1. М.: Акад. проект, 2013. С. 48–116.

12. Чертков Л. Ф. Визуально-пространственные коды в изобразительном искусстве // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. 2003. Сер. 6. Вып. 1 (№ 6). С. 51–59.

13. Шер Я. А. Первобытное искусство. Кемерово: Кемер. ун-т, 2011. 435 с.

14. Aujoulat N. Lascaux. La geste, l’espace et le temps. Seuil, 2004. 273 p. Azéma M. L’art des cavernes en action. Paris: Édition Errance, 2009. Т. 1. 472 p.; 2010. T. 2. 222 p.

15. Baptista A. M. No tempo sem tempo. Vila Nova de Foz Coa, 1999. 186 p.

16. Begouen R., Clottes, J., Feruglio, V., Pastoors A. La caverne des Trois-Freres. Paris, 2014. 248 p.

17. Clottes J. Les cavernes de Niaux. Paris: Edition Errance, 2010. 232 p.

18. Clottes J. La grotte Chauvet. L’art des origines. Seuil, 2001. 224 p.

19. Helskog K. Communication with the world of beings. The world heritage rock art sites in Alta, Arctic Norway. Oxford, 2014. 240 p.

20. Lewis-Williams J. D. The mind in the cave: Consciousness and the origin of art. London: Thames&Hudson, 2002. 320 p.

21. Plassard J. Rouffignac. Le sanctuaire des mammouths. Seuil, 1999. 99 p.

22. Reznikoff I. On primitive elements of musical meaning. // Journal of Music and Meaning. # 3, Fall 2004/Winter 2005, section 2. URL: http://www.musicandmeaning.net/issues/showArticle.php?artID=3.2. (Дата обращения: 30.07.2020).


Для цитирования:


Солодейников А.К. Игры восприятия и игры с восприятием: современное и «допотопное» искусство. Universum Humanitarium. 2020;(1):30-68.

For citation:


Solodeynikov A.K. Playing of Perception and Playing with Perception: Modern and Ancient Art. Universum Humanitarium. 2020;(1):30-68. (In Russ.)

Просмотров: 88


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2499-9997 (Print)