Портреты заслуженных военачальников периода правления императора Цяньлуна (1736–1795) из собрания Государственного музея изобразительных искусство им. А. С. Пушкина
https://doi.org/10.25205/2499-9997-2025-1-34-52
Аннотация
Статья посвящена анализу двенадцати портретов цинских военачальников из коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина. Портреты, созданные художниками-иезуитами по заказу императора Цяньлуна, были призваны служить подготовительным материалом для серии портретов в виде вертикальных свитков большого формата. В статье рассматриваются художественные особенности портретов в контексте китайской и европейской живописных традиций, а также определяется ряд проблем, связанных с атрибуцией этих памятников. Творческий метод художников-европейцев, работавших при дворе цинского императора, проявляется в портретах, написанных маслом на бумаге, в большей степени, чем в официальных парадных изображениях императора и высокопоставленных чиновников кисти тех же мастеров. Заметны различия между погрудными портретами и портретами в полный рост, подтверждающие участие китайских художников в работе над свитками. Детали одеяний дают возможность не только сопоставить знаки отличий на портретах со статусом героев, но и уточнить ранг малоизвестных офицеров, чьи заслуги в кампаниях по завоеванию Джунгарии и Восточного Туркестана были отмечены императором. Поскольку двенадцать портретов впервые становятся объектами научного исследования, дальнейшее их изучение с привлечением различных письменных и изобразительных источников позволит существенно расширить знания о придворном искусстве эпохи правления императора Цяньлуна
Об авторе
Е. А. СоловцоваРоссия
Екатерина Александровна Соловцова, младший научный сотрудник
Список литературы
1. Бобров Л. А., Худяков Ю. С. Развитие защитного вооружения у чжурчжэней и маньчжуров в периоды развитого и позднего Средневековья и раннего Нового времени // Археология Южной Сибири и Центральной Азии позднего Средневековья: Сб. ст. Новосибирск, 2003. С. 66–212.
2. Неглинская М. А. Шинуазри в Китае: цинский стиль в китайском искусстве периода трех великих правлений (1662–1795). М.: Спутник, 2012. 478 c.
3. Отчет Государственного Румянцевского музея за 1916–1922 годы. М.: Гос. изд-во, 1922. 414 с.
4. Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М.: Наука, 1975. 134 с.
5. Bemard H. Le Frère Attiret au service de K'ien-long (1739–1768). Sa premiere Biographie écrite par le P. Amiot, réédité avec notes explicatives et commentaires historiques // Bulletin de I'Université I'Aurore. Série III. 1943. T. 4, № 2. P. 435–474
6. Leverenz N. The Looting of the Winter Palace in Peking in 1900–1901 // Journal for Art Market Studies. 2020. Vol. 4, no. 2. URL: https://fokum-jams.org/index.php/jams/article/view/122 (дата обращения 20.12.2024).
7. Tsang K. B. Portraits of Meritorious Officials: Eight Examples from the First Set Commissioned by the Qi-anlong Emperor // Arts Asiatiques. 1992. Vol. 47. P. 69–88.
8. Walravens H. Portraits of meritorious officers, accompanied by Manchu eulogies // Altaica Berolinensia. The concept of sovereignty in the Altaic world. Permanent International Altaistic Conference. 34 th Meeting. Wiesbaden: Harrassowitz, 1993. P. 307–330.
9. Wang C.-L. New discoveries regarding portraits of meritorious officials during the Qianlong reign (1736–1795) // Aziatische Kunst. 2016a. Vol. 46, no. 3. P. 39–47.
10. Wang C.-L. “Machang durchbricht die feindlichen Linien”. Eine Neubewertung der Querrolle in der Sammlung der Museums für Asiatische Kunst // Ostasiatische Zeitschrift. 2016b. No. 31. P. 24–32.
Рецензия
Для цитирования:
Соловцова Е.А. Портреты заслуженных военачальников периода правления императора Цяньлуна (1736–1795) из собрания Государственного музея изобразительных искусство им. А. С. Пушкина. Universum Humanitarium. 2025;(1):34-52. https://doi.org/10.25205/2499-9997-2025-1-34-52
For citation:
Solovtsova E.A. Portraits of Meritorious Officials, Commissioned during the Reign of the Qianlong Emperor (1736–1795), in the Collection of Pushkin State Museum of Fine Arts. Universum Humanitarium. 2025;(1):34-52. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2499-9997-2025-1-34-52